новый

Реальная Вселенная всегда, пусть на один шаг, опережает логику

Previous Entry Share Next Entry
О проектном управлении
новый
ray_idaho

Энергетический и экологический кризисы —
две главные угрозы для человечества.
М.Б. Ходорковский


Периодически сталкиваясь с различными технологиями проектного управления решил рассказать свой опыт в этом направлении в компании ЮКОС, в которой я достаточно долго работал.

Основными этапами проекта были следующие:
- обоснование и выделение финансирования на проект
- согласование проекта
- контроль начала проекта, заключение договоров
- контроль исполнения проекта
- завершение проекта

1. Обоснование и выделение финансирования на проект. Обоснование проекта обычно было достаточно простым, нужен был лишь спонсор проекта, обычно в ранге вице-президента, который утверждал портфель проектов на Управляющий комитет, где основное руководство компании (президент управляющей компании и вице-президенты) обсуждали общие ограничения, в основном по бюджету на год. Однажды случайно даже пришлось докладывать на таком заседании, выделили мне от силы 3-5 минут :) После совещания и некоторых согласований формировался бизнес-план Компании на год, где на проект была выделена строка финансирования и куратор проекта (владелец бюджета по направлению).

2. Согласование проекта. Тут уже было попроще :) Без всяких особых информационных систем, с помощью кувалдыOutlook и Word, проходило согласование бизнес-плана проекта в Компании
- Директор и Исполнитель проекта (это две разные роли) формировали документ по шаблону проекта тем более, что на сервере проектов все реализованные проекты лежали с 1998 года
- Исполнитель проекта высылал проект документа в Общий отдел
- Общий отдел проверял на соответствии стандартам и рассылал по списку рассылки (вице-президенты и гендиректора дочерних предприятий, участвующих в проекте)
- Участники согласования отвечали на эти письма в Общий отдел и Исполнителю
- В итоге весь документ согласовывался и направлялся на утверждение президенту Компании

3. Контроль начала проекта, заключение договоров. После утверждения проекта рассылались поручения по дочерним предприятиям или в Компании по заключению договоров, которые согласовывались по тем же правилам, что и в пункте 2.

4. Контроль исполнения проекта. После заключения всех контрактов, Исполнитель и Директор проекта отслеживали их выполнение и соответствие целям проекта, Куратор проекта согласовывал платежи и отчетные документы по проекту, Спонсору отчитывались по мере достижения целей.
Раз в квартал собирался КККП - комитет по контролю ключевых проектов, который тогда возглавлял бывший министр нефтяной и газовой промышленности СССР Л.И. Филимонов. Такой типичный советский руководитель, хорошо понимавший весь процесс, с очень мощным командным голосом. Как понимаете, выполнение всех запланированных этапов проекта к этому моменту было весьма желательным.

5. Завершение проекта. После закрытия всех контрактов собиралось общее совещание по проекту, на котором награждали непричастных и наказывали невиновных определялась успешность проекта. Обычно по пути следования проекта нужно было уже начинать пункт 1. Так что это был непрерывный процесс.

Типичный проект

График (нажмите для увеличения)


Оригинал

  • 1
Простой и, видимо, несколько утрированный процесс. Хотя, в целом, согласно стандарту проектного управления. Только чего не вижу это планирования, хотя если только "по шаблону", а рамки проекта контролировать не нужно было или я не вижу?

к планированию относятся 1 и частично 2 этапы, чего-то не хватает?
про рамки не очень понял

Edited at 2012-11-27 06:53 am (UTC)

Да, вроде, всего хватает. В первых двух этапах явно видно получение бюджета под проект и высокоуровневое планирование. В теории детальное планирование идёт после заключения договоров и начала проекта. После начала проекта и до детального планирования формируется декомпозиция всех работ (собственно это и будут рамки, границы или scope проекта), далее планирование расписания проекта, распределения бюджета на проект и тд. Реально планирование это самый трудозатратная часть проекта, которую нередко упускают или не уделяют достаточного внимания или времени.

Про рамки не вижу процесса, который бы описывал, например, ситуацию если на этапе выполнения проекта вдруг окажется, что заказчик понял что делается не то что нужно и захочет изменить рамки проекта, а бюджет уже утверждён и изменению, скорее всего, не подлежит.

детальное планирование в договорах, а также более детальное шло внутри подрядчиков

изменение проекта возможно и бывало такое - почти та же самая процедура, проект приостанавливался и без этапа 1

Хитро и очень логично. В компании в основном высокоуровневое проектное управление было. Самое сложное и основное, видимо, придумать проект и получить финансирование спонсора.

Чего-то со средины начали :)

Вроде привык начинать с того, чтобы осмыслить Что Именно мне реально необходимо, для каких задач и целей, в каком виде/объеме/конфигурации.

А уж после этого прикидывать во что Это Что примерно обойдется. И если очень дорого для меня и спонсоров, значит возвращаюсь на предыдущую стадию и пытаюсь отсечь лишнее.

А уж дальше техника проектирования и остальное

безусловно, у руководителей высокого уровня обычно проблема не в количестве инвестиционных идей, а в тех, кто их может реализовать, поэтому чаще всего нужных задач честно говоря куда больше, чем исполнителей и подрядчиков
тем более в России начала 2000-х почти везде была разруха и хаос - просто наведение порядка давало большой эффект

Проблема даже не в профессиональных, а просто во вменяемо-обучаемых кадрах. И нынешняя система образования оптимизма по этому поводу не добавляет :)

Молодежь хочет все и сразу, не прикладывая своих сил.

А на счет идей - количество здесь не показатель. Работа ради работы - это к белкам в колесах.

Понимание цели - вот суть. На это уже и нанизываются идеи, но только действительно необходимые и полезные

по целям конечно согласен, для этого существовали в Компании еще уровни документов
- политика Компании по направлению (ключевые цели)
- стратегия или концепция развития направления (долгосрочный план на 3-5 лет)

Это оно, предлагаю внести в виде добавки к этапам проекта в начало.

Ну, раз уж начали делиться опытом, то надо договаривать все секреты, без утайки :)

(Deleted comment)
ну его вина в основном в том, что он оказался самым наглым из всех - начал покупать не отдельных депутатов или чиновников, а целиком государственные структуры, в итоге криминализируя все государство
в действительности его неизбежно надо было остановить, иначе государство бы исчезло, но люди подобные ему еще остались

почему Ходор сидит так долго?

почему не выпускают?

Re: почему Ходор сидит так долго?

думаю, что он не смирился, а организатор он получше текущих оппозиционеров

Вы верите, что сейчас Ходор полностью изменился и это уже другой человек?

не думаю, что он изменился

  • 1
?

Log in

No account? Create an account